Кирпичная эстетика

Кирпичная эстетика

Сегодня, когда явно возросли требования к художественной стороне архитектуры, проблема выбора строительных материалов приобретает особую актуальность. Азартное освоение всех новинок, предлагаемых рынком — занятие для архитектора, безусловно, увлекательное, но не всегда является синонимом творчества и новаторства.

Известно, что Ф. Л. Райт, А. Аалто, Л. Кан и многие другие корифеи архитектуры, свои самые дерзкие замыслы воплощали с помощью материалов «земных» и традиционных: неокрашенного дерева, необработанного камня и стандартного кирпича. Умение из обычного создать нечто невиданное, а из унифицированных элементов — уникальное, вот в чем заключается истинное новаторство. Поразительный по разнообразию форм храм Василия Блаженного в Москве, сложен из 18 типоразмеров фигурных кирпичей. Не менее совершенный памятник — храм Вознесения в Коломенском — из девяти, а все орнаментальное богатство среднеазиатской архитектуры держится всего лишь на четырех стандартных элементах декора.

Именно поэтому непритязательный кирпич, древнейший строительный материал, был и остается, в буквальном смысле, «пробным камнем» для зодчего. Более того, в современных условиях он стал одним из главных средств «гуманизации» искусственно создаваемой вокруг нас среды. Почему? Кирпич изначально соизмерим с человеческой рукой, и потому всегда был связующим звеном между архитектурой (особенно крупномасштабной) и человеком. Восприятие сплошной бетонной стены и стены кирпичной, как говорится, — две большие разницы. В первом случае, мы испытываем визуальный прессинг, во втором — эстетическое воздействие ритмической кладки. Можно понять логику древних египтян, изобретателей кирпича. Когда живешь в городе-некрополе, в окружении гигантских гробниц, невольно придет в голову идея строить жилища из деталей, соизмеримых самому себе, а не величию фараона. Просто, удобно, да и глазу приятно. Тем более долина Нила издавна славилась большими залежами глины.

Универсальная единица.
Кирпичное производство — одно из древнейших в человеческой культуре. Кирпич стали изготавливать в Египте за шесть тысячелетий до нашей эры, и с тех пор его производство остается важнейшей областью в индустрии строительных материалов. Самое ценное свойство кирпича заключается в том, что обожжённая глина камнеподобна и плохо проводит тепло. Но не только этим обусловлено его историческое долголетие. А прежде всего, тем, что кирпич имеет неизменную форму и размеры. Поэтому его можно было заготавливать впрок, независимо оттого, что из него станут возводить — жильё или городскую крепость.

И вот из этого единственного стандарта, размером с ладонь, строили и строят самые разнообразные сооружения: жилые дома и храмы, больницы и театры, библиотеки и бани и т. п. Из одного и того же кирпича-стандарта выкладывают стены разной толщины (в полкирпича, в кирпич, в полтора кирпича и т. д.); получают различные конструкции (арки, своды, купола…); создают архитектурные детали (карнизы, пилястры, тяги и т. д.) и орнаменты с помощью различных кладок — русской, фламандской, американской. Кирпич универсален, именно это свойство сделало его «вечным» материалом.

Но что происходит сегодня? На рынке появляется все больше разновидностей кирпича: кирпич клинкерный, шамотный, лицевой… Соответствуют ли новые его разновидности старому содержанию, т.е. традиционному стандарту? Выясняется, что в соответствии с ГОСТом стандарт, как и прежде — 250x120x88 мм, для одинарного модульных размеров — 228x138x63 мм и для утолщенного модульных размеров — 228x135x88 мм. Кроме того, ГОСТ разрешает предприятиям-изготовителям, по соглашению с потребителем, выпускать на заказ изделия нетрадиционных габаритов и форм — полуторный кирпич (250x120x103 мм) и двойной (250x120x138 мм). Однако во всех случаях отклонения от стандарта (или оттого, что указано в договоре) не должно превышать: по длине +/-5 мм, по ширине W-4 мм, по толщине +3/-2 мм.

Стандарту должны соответствовать не только размеры изделия, но и его внешний вид. То есть поверхность граней должна быть плоской, а ребра — прямолинейными. Правда, у рядового материала допускаются закругления вертикальных ребер радиусом до 15 мм. По фактуре поверхности ложковой и тычковой граней изделия могут быть гладкими или рифлёными. В строительстве не считается браком наличие некоторых дефектов. Отбитостей углов глубиной 10-15 мм и повреждений рёбер глубиной до 10, длиной до 10-15 мм может быть по две на штуку. Возможны трещины протяженностью до 30 мм по одной на ложковую и тычковую грани. Отколы поверхности (3-Ю мм) разрешены в количестве до 3 штук на кирпич.

Признаки «недожога» кирпича — горчичный цвет, глухой звук при ударе. В результате такого брака — плохая водо- и морозостойкость изделия. Для «пережога» характерны: черные подпалины, оплывшая форма, повышенные плотность и теплопроводность (тепло будет «утекать» гораздо интенсивнее).
Кирпич не должен содержать в себе вкраплений крупных частиц извести и камней. Если они присутствуют, то начинают впитывать влагу и разбухают, вызывая отколы на поверхности кирпича.

Виды и разновидности кирпичей.
Кирпичи бывают двух видов: керамические и силикатные. Не отличаясь друг от друга по размерам, они изготавливаются разными методами. Керамические формируют из глины, а затем подвергают обжигу. Сырьевая смесь силикатного состоит из извести и кварцевого песка и обрабатывается автоклавным методом.

Керамический кирпич имеет несколько разновидностей:

• Кирпич полнотелый. Предназначен для кладки внутренних и внешних стен, возведения колонн, столбов и других конструкций, несущих, помимо собственного веса, дополнительную нагрузку.
• Кирпич пустотелый. Часто его называют «дырочным», «щелевым», «самонесущим» или «лёгким». Предназначен для кладки облегчённых наружных стен, перегородок, заполнения каркасов высотных зданий.
• Кирпич облицовочный. Другие названия — «лицевой» или «фасадный». Этот кирпич используется в облицовке зданий. «Керамический» фасад отличается гораздо большей долговечностью, чем штукатурка. Облицовочный фактурный кирпич — декоративный. Его поверхности украшены рельефами или обработаны под натуральные материалы — «мрамор», «зернистый гранит», «сколотый камень» и т. п.
Облицовочный кирпич имеет еще одну интересную разновидность — «фигурный». Его отличительные признаки — округленные углы и ребра, скошенные или криволинейные грани. Данные особенности кирпича позволяют возводить сложные элементы: арки, круглые колонны, лепной декор на фасаде.
• Кирпич облицовочный глазурованный и ангобированный. Предназначен для декоративной облицовки внутренних и наружных стен. По особой технологии на поверхности кирпича наносится блестящий цветной слой из стекловидной массы. Глазурованный кирпич позволяет выкладывать мозаичные панно, как в интерьере, так и на фасаде зданий. Ангобированный кирпич предназначен для таких же целей, но обладает непрозрачной матовой поверхностью и широкой цветовой гаммой.
• Кирпич клинкерный. Предназначен для облицовки цоколей и фасадов, мощения дорог, дворов и полов в цехах промышленных зданий. Фасад, отделанный клинкерным кирпичом, долгое время не нуждается в ремонте, грязь и пыль практически не проникают в структуру его поверхности, а широкий спектр цветовых и фигурных вариаций позволяют с помощью кирпича создавать различные декоративные эффекты.
• Кирпич печной шамотный. Предназначен для кладки топок печей и способен выдерживать температуру свыше 1600°С. Еще его называют «огнеупорным». Изготавливают такой кирпич из специальной огнеупорной глины шамота и разной формы: классической (прямоугольной), трапециевидной, клиновидной и арочной.

Кирпич — штрих в живописной картине.
Из стандартного, обезличенного кирпича архитекторы прошлого умели создавать безгранично разнообразные произведения, в которых был типизирован лишь первоэлемент, а не внешние формы сооружения. Обогащение архитектурного языка происходило не за счет количества модульных типов, а путем умножения числа вариантов их связи в системе сооружения. Появление кирпича с округлыми формами сразу же обогатило арсенал выразительных средств: это позволило выкладывать или облицовывать самые сложные, криволинейные поверхности. Обновленный древний материал позволил отказаться от плоской трактовки стен в пользу их скульптурной выразительности. Сегодня эта тенденция заметна не только в сложной моделировке поверхности, но и в более художественной разработке фактуры и цвета.

Да и сама по себе микропластика кирпичной кладки создает своеобразную «вибрацию» плоскости, что обогащает визуальное восприятие сооружения в целом. Здесь уместно обратить внимание на одну специфическую особенность кирпичных строений. В них случайное отличие одного кирпича от другого воспринимается всегда как естественная живописная «игра» поверхности. Ведь каждый кирпич по своему масштабу — это всего лишь «штрих» в общей картине. В то же время даже незначительные различия таких крупных элементов здания, как панель или блок, выглядят как вопиющий дефект.

И еще важный момент. Кирпичное здание, являясь, по сути, одним из традиционных элементов городской среды, может выполнять особые функции в городской среде. Наиболее важная среди них — связь новых зданий с ранее сложившейся застройкой. Выбор идентичных материалов позволяет избежать дисгармонии и малоэстетичных контрастов, которые, увы, еще очень часто нарушают исторически сложившиеся ансамбли.